2025 №1(66)

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Родионов А. С., Маткурбанов Т.А., Хайруллаев У. Б. Построение траектории полета БПЛА для мониторинга сельскохозяйственных земель
  2. Ахатов А. Р., Эштемиров Б. Ш., Назаров Ф. М. Методы определения и анализа индекса движения на городских дорогах
  3. Алеева В. Н. Подход к эффективной реализации численных алгоритмов
  4. Бредихин С. В. Щербакова Н. Г. Взвешенная мультиплексная сеть авторов научного журнала
  5. Вишневский В. М., Авраменко Ю. А., Нгуен В. X., Калмыков Н. С. Оценка характеристик производительности беспроводной сети на базе привязных БПЛА

А. С. Родионов*,**. Т. А. Маткурбанов**. У. Б. Хайруллаев**

*Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, 630090, Новосибирск, Россия
**Новосибирский государственный университет, 630090, Новосибирск, Россия

ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА БПЛА ДЛЯ МОНИТОРИНГА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

УДК 65.012
DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-5-17
EDN: XFUXBA

При использовании сельскохозяйственных земель одной из задач является мониторинг их со­стояния, в частности увлажнения почвы и качества посевов. Для мониторинга используются датчики различного типа, данные с которых необходимо периодически передавать в центр обработки. Проводную сеть датчиков создавать экономически нецелесообразно, используют­ся беспроводные технологии. Время жизни сети датчиков определяется скоростью разряда батарей. Наименее энергозатратной является передача данных по запросу. В условиях обшир­ных сельхозугодий такой сбор возможно организовать с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В свою очередь, затраты на облет датчиков с целью сбора данных опре­деляются длиной выбранного маршрута. Рассматривается задача построения оптимальной траектории облета для сбора данных. Возможна нехватка горючего (заряда батареи в случае электромотора) БПЛА, и требуется проложить несколько маршрутов ограниченной длины, суммарная длина которых минимальна. В данной работе решается задача оптимизации траек­тории отдельного БПЛА. Ставится задача, аналогичная задаче коммивояжера. Существенной особенностью является возможность одновременного сбора данных от нескольких источни­ков в пределах радиуса радиовидимости, что избавляет от необходимости подлета к каждому из датчиков. В работе экспериментально сравниваются два подхода к решению задачи: ре­шение задачи коммивояжера по предварительно найденным точкам и с удалением из списка непосещенных тех точек, которые находятся в пределах видимости от очередной посещенной. Показано, что в последнем случае алгоритм, лучше решающий классическую задачу комми­вояжера, может уступать более быстрому и менее точному алгоритму решения классической задачи.

Ключевые слова: мониторинг, БПЛА, задача коммивояжера, алгоритм, оптимальный маршрут.

статья

Библиографическая ссылка: Родионов А. С., Маткурбанов Т.А., Хайруллаев У. Б. Построение траектории полета БПЛА для мониторинга сельскохозяйственных земель //"Проблемы информатики", 2025, № 1, с.5-17 DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-5-17. – EDN: XFUXBA


А. Р. Ахатов, Б. Ш. Эштемиров, Ф.М. Назаров

Самаркандский государственный университет, 140101, Самарканд, Узбекистан

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ИНДЕКСА ДВИЖЕНИЯ НА ГОРОДСКИХ ДОРОГАХ

УДК 65.012
DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-18-28
EDN: XXXLMB

Пробки на дорогах стали серьезной проблемой, влияющей на экономику, экологию и общее благополучие городских жителей в быстро урбанизирующемся ландшафте 21-го века. Для эф­фективного решения и уменьшения последствий пробок становится все более и более важным разрабатывать и использовать расчеты индекса загруженности дорог (RCI). Значимость RCI и его влияние на будущее города были рассмотрены в этой статье. Для анализа транспортного потока индекс загруженности дорог имеет решающее значение. Оценка загруженности дорог, планирование движения и организация управления дорогами, а также способность водителей и пассажиров принимать обоснованные решения о дорожном движении зависят от расчета и анализа индекса загруженности. Был рассмотрен ряд подходов к индексу оценки. Пробки на дорогах влияют на экономику, окружающую среду, общественное здравоохранение и общее качество жизни, поэтому крайне важно решать эту проблему по ряду причин. Кроме того, это снижает общую эффективность и приводит к потере топлива и времени. Поскольку они облегчают передвижение людей и автомобилей, эффективные трехполосные системы имеют важное значение для экономического роста. С дорожным движением также связаны значи­тельные финансовые затраты, такие как повышенный расход топлива, более высокие расходы на техническое обслуживание автомобилей и более длительные задержки грузов, что может привести к повышению цен на товары и услуги.

Ключевые слова: городские пробки, индекс пробок, степень насыщенности, средняя ско­рость, интервал скорости, цвет отображения карты.

статья

Библиографическая ссылка: Ахатов А. Р., Эштемиров Б. Ш., Назаров Ф. М. Методы определения и анализа индекса движения на городских дорогах //"Проблемы информатики", 2025, № 1, с.18-28 DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-18-28. – EDN: XXXLMB


В.Н. Алеева

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), 454080, Челябинск, Россия

ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЧИСЛЕННЫХ АЛГОРИТМОВ

УДК 004.021, 004.032.24, 004.051, 004.272
DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-29-44
EDN: QALLET

В статье рассмотрен метод проектирования эффективных программ для реализации числен­ных алгоритмов, основанный на авторской концепции Q-детерминанта. Разработанные с помо­щью метода эффективные программы называются Q-эффективными. Они используют ресурс параллелизма алгоритмов полностью. Приводится обзор численных алгоритмов, для которых разработаны Q-эффективные программы. Введено понятие вычислительной инфраструктуры программы. Доказано, что каждая из Q-эффективных программ, реализующих один и тот же численный алгоритм, является самой эффективной для своей вычислительной инфраструкту­ры среди программ, реализующих тот же алгоритм. Проведенное исследование обосновывает теоретическую и практическую значимость метода проектирования эффективных программ для реализации численных алгоритмов.

Ключевые слова: повышение эффективности параллельных вычислений, Q-детерминант алгоритма, представление алгоритма в форме Q-детерминанта, Q-эффективная реализация алгоритма, ресурс параллелизма алгоритма, Q-эффективная программа.

статья

Библиографическая ссылка: Алеева В. Н. Подход к эффективной реализации численных алгоритмов //"Проблемы информатики", 2025, № 1, с.29-44 DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-29-44. – EDN: QALLET


С. В. Бредихин, Н. Г. Щербакова

Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, 630090, Новосибирск, Россия

ВЗВЕШЕННАЯ МУЛЬТИПЛЕКСНАЯ СЕТЬ АВТОРОВ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА

УДК 519.177
DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-45-59
EDN: BHCALJ

Мультиплексная сеть, состоящая из множества узлов, связанных отношениями нескольких типов, представленных слоями, рассматривается как модель комплексной системы. Изучается двухслойная взвешенная мультиплексная сеть, учитывающая два типа бинарных отношений между авторами статей научного журнала: соавторство и цитирование. Первый слой — взве­шенная сеть соавторства, связь между авторами устанавливается при наличии хотя бы одной совместной публикации. Второй слой — взвешенная ориентированная сеть цитирования, связь между авторами устанавливается, если автор (соавтор) статьи указывает в списке литературы статью, в которой участвует цитируемый автор. На основании реальных данных построена мо­дель мультиплексной сети авторов научного журнала и измерены параметры, определяющие ее характерные свойства. Использованный метод позволил выявить схемы взаимодействия авторов, корреляции между весами узлов и определить параметры моделируемой сети.

Ключевые слова: комплексные системы, анализ данных, многослойные сети, научное соавторство, цитирование, библиометрия.

Исследования выполнены в рамках государственного задания ИВМиМГ СО РАН (FWNM-2024-0005). 

статья

Библиографическая ссылка: Бредихин С. В. Щербакова Н. Г. Взвешенная мультиплексная сеть авторов научного журнала //"Проблемы информатики", 2025, № 1, с.45-59 DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-45-59. – EDN: BHCALJ


В.М. Вишневский*,**, Ю.А. Авраменко*, В.Х. Нгуен**, Н. С. Калмыков*

*Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 117997, Москва, Россия,
** Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет), 141700, Долгопрудный, Россия

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ БЕСПРОВОДНОЙ СЕТИ НА БАЗЕ ПРИВЯЗНЫХ БПЛА

УДК 519.872
DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-60-77
EDN: DISNNV

В настоящей работе дано описание преимуществ реализации широкополосной беспроводной сети на базе привязного дрона и оценки характеристик ее производительности. Приводится расчет увеличения зоны телекоммуникационного покрытия (зоны прямой видимости) и па­раметров канала связи между базовой станцией (БС), расположенной на дроне, и наземной станцией (НС) в пределах прямой видимости. Предложена модель стохастического поллинга с групповым обслуживанием пакетов, адекватно описывающая функционирование широкопо­лосной беспроводной сети с централизованным механизмом управления. Дано описание ар­хитектуры сети и протокола взаимодействия БС и НС с целью получения исходных данных при проведении численных расчетов. Для оценки производительности сети и проведения чис­ленных расчетов разработан новый подход, базирующийся на комбинации методов машинного обучения и имитационного моделирования.

Ключевые слова: привязной дрон, беспроводная сеть, прямая видимость, стохастический поллинг.

 
Библиографическая ссылка: Вишневский В. М., Авраменко Ю. А., Нгуен В. X., Калмыков Н. С. Оценка характеристик производительности беспроводной сети на базе привязных БПЛА //"Проблемы информатики", 2025, № 1, с.60-77 DOI: 10.24412/2073-0667-2025-1-60-77. – EDN: DISNNV